Зубцовский район

Официальный сайт

Верховный Суд РФ устранил правовую неопределенность в вопросе приобретения гражданами охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования

МВД России Приказом от 10 октября 2013 г. N 832 утвердило изменения, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России (далее - Изменения).
Согласно подпункту 6.3.1 пункта 6 Изменений из Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного Приказом МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366, исключен подпункт 9.1.1, предусматривавший, что для получения лицензии в целях приобретения спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования или экспонирования к заявлению прилагаются: медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; копии документа о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
По мнению суда первой инстанции, Изменения в оспариваемой части не противоречат Закону об оружии и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила), поскольку названные нормативные правовые акты не регулируют вопросы, касающиеся перечня документов, необходимых для выдачи лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. В обжалуемом решении указано также, что внесение изменений в Административный регламент от 26 апреля 2012 г. N 366 не может рассматриваться как нарушение права гражданина на занятие коллекционированием оружия.
Верховный Суд РФ указал, что с такими выводами согласиться не может, в частности, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" были утверждены Правила, глава VIII которых регламентирует вопросы коллекционирования оружия и патронов.
В силу пункта 30 Правил на территории РФ сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД России.
Такой порядок был установлен Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288. В частности, пункт 26 этой Инструкции (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 30 декабря 2014 г. N 1149 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России") предусматривал, что гражданин РФ при получении лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление с указанием имеющихся условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной лицензии на его коллекционирование. В дальнейшем вопрос выдачи лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования был урегулирован в подпункте 9.1.1 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366.
Согласно пункту 31 Правил коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином РФ и превышающее количество, установленное статьей 13 Закона об оружии.
Граждане РФ могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Законом об оружии (пункт 38).
Юридическим и физическим лицам запрещается коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии, коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (пункт 41).
Таким образом, из приведенных норм Закона об оружии и Правил видно, что запрета на приобретение (сбор) с целью коллекционирования спортивного или охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом физическими лицами (гражданами Российской Федерации) в них не содержится.
Исключение подпункта 9.1.1 из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 с учетом непринятия уполномоченным органом в сфере оборота оружия иных нормативных предписаний, касающихся приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования, внесло правовую неопределенность в данный вопрос и фактически ограничило право граждан РФ на коллекционирование этого оружия, закрепленное законодателем.
Ссылка в обжалуемом решении на то, что пункт 9 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 устанавливает исчерпывающий перечень документов, который гражданин должен предоставить для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, не может быть признана обоснованной, так как данный пункт не регулирует вопросы, связанные с приобретением указанного оружия в целях коллекционирования.
Предписания названного пункта касаются приобретения огнестрельного оружия для занятия охотой или профессиональной деятельностью, связанной с охотой, для занятия спортом, связанным с использованием огнестрельного оружия.
С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал не действующим со дня принятия настоящего Определения подпункт 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 10 октября 2013 г. N 832.

Переключатель версии

blind

ПРИЕМНАЯ
Противодействие коррупции

korupsiy

Вход на сайт