Государственный земельный надзор: цифры и факты

Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

Цель государственного земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Проведение государственного земельного надзора предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно ему государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных участков требований земельного законодательства их правообладателями. За нарушение этих требований для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Должностные лица Управления Росреестра по Тверской области и его территориальных отделов, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), зачастую сталкиваются с такими правонарушениями как:

- самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, а также неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Следует отметить, что самым распространенным нарушением на территории города Зубцова  является самовольное занятие гражданами части земель общего пользования (улицы) перед домовладениями за границей отвода путем огораживания заборами, зачастую высокими и капитальными. Это так называемые «палисадники». На эти участки невозможен доступ неограниченного круга лиц, хотя это земли общего пользования. Случается, что заборы установлены практически вплоть до проезжей части при отсутствии тротуаров, при этом пешеходы вынуждены выходить на дорогу, рискуя попасть под колеса проезжающего транспорта. Часто бывают засыпаны водоотводные канавы вдоль улиц, что является причиной подтопления в подвалах жилых домов. Огороженные участки используются в основном для выращивания цветов, кустов, плодовых деревьев, а также для стоянки автомашин, размещения гаражей и для других целей. Многие говорят, что установили ограждение в целях безопасности.

Решением Совета депутатов муниципального образования г. Зубцов от 25.02.2010 №  101  утверждены «Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории муниципального образования г. Зубцов». Согласно им не допускается установка физическими и юридическими лицами заборов, ограждений, шлагбаумов на землях общего пользования без согласования с Администрацией муниципального образования г. Зубцов.

В случае наличия ограждений палисадников в ходе проверки в действиях лиц, использующих данные земельные участки, выявляется факт самовольного занятия части земель общего пользования.

Второй наиболее распространенный вид правонарушений - нецелевое использование и неиспользование земельных участков - заключается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешенным использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.

В настоящий момент срок неиспользования земельного участка, указанный в статье 8.8 КоАП РФ, федеральным законом не установлен.

В то же время, статья 284 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает срок в три года для изъятия земельного участка у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Пункт 7 части 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» устанавливает обязанность члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.

Таким образом, в случае если время для освоения земельного участка истекло и возможно доказать состав административного правонарушения, государственный инспектор по использованию и охране земель вправе составить протокол об административном правонарушении по статье 8.8 КоАП РФ.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы.

Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений.

Уже почти год (с 20.03.2015) действуют внесенные Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

В целях оптимизации административной ответственности за нарушение земельного законодательства изменения касаются, в том числе, значительного увеличения сумм штрафных санкций.

Установлено, что штраф может выражаться в величине, кратной размеру кадастровой стоимости земельного участка, но не менее определенной фиксированной суммы. Это касается, в том числе и рассмотренных нами видов нарушений.

Так, ответственность за самовольное занятие земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, предусмотрено наложение штрафа в следующих размерах: на граждан – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

За использование земельного участка не по целевому назначению, в случае, если определена его кадастровая стоимость, предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, за данное нарушение налагается штраф на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Стоит отметить, что по некоторым нарушениям в сфере землепользования предусмотрено увеличение размеров штрафов в 10-40 раз.