Зубцовский район

Официальный сайт

История становления и развития гражданской обороны

     I. История становления и развития гражданской обороны

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Становление и развитие гражданской обороны имеет свою историю. В 1931 году французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон». Она ставила своей целью организацию нейтральных зон или открытых городов, где в военное время могли найти убежище наиболее уязвимые категории населения. В 1968 году Ассоциация была преобразована в «Международную организацию гражданской обороны» (МОГО)

В СССР фундамент гражданской обороны, которая до 1961 года именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО), начал закладываться в первые годы становления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 года, после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», по которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны СССР. Эту дату принято считать началом существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала гражданская оборона Российской Федерации.

В предвоенные годы из противовоздушной обороны отдельных городов в приграничных округах гражданская оборона превратилась в Местную противовоздушную оборону (МПВО) практически всей европейской территории страны. Неоценим вклад личного состава МПВО в обеспечение безопасности населения и устойчивое функционирование экономики страны в годы Великой Отечественной войны. Сотни тысяч спасенных граждан, десятки тысяч потушенных пожаров, а также ликвидированных мин и невзорвавшихся бомб, тысячи километров восстановленных железнодорожных путей – таков весомый вклад МПВО в победу над фашистскими захватчиками.

Появление ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов привело к необходимости в 1956 году пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий. Возникла необходимость защиты всего населения страны и ее территорий от опасностей его применения. В 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. 

В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.

К оборонной и экономической функциям гражданской обороны добавилась и социальная – обеспечение жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим, в том числе и в мирное время. Наиболее ярко значимость этой функции проявилась в ходе ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, последствий Спитакского землетрясения и других стихийных бедствий.

В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС были вскрыты серьезные недостатки в системе гражданской обороны. Необходимость реорганизации гражданской обороны была продиктована самой жизнью. Одной из важнейших задач, наряду с защитой населения от оружия массового поражения, стала задача по защите его от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, а также проведение спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации этих последствий.

В июле 1987 г. было принято постановление Правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени — защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

В 1991 году войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

II.     Новые подходы

           Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 утверждены Основы государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, определяющие цель, задачи и приоритетные направления государственной политики РФ в области гражданской обороны на указанный период, а также механизмы ее реализации.

            Сегодня Государственная политика РФ в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера. 

Переключатель версии

blind

ПРИЕМНАЯ
Противодействие коррупции

korupsiy

Вход на сайт